«Авеню» — торговый центр

SMART-задача — это умная задача.

Нередко люди ставят не очень умные задачи:

иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что;

копайте отсюда и до обеда.

Умная задача должна соответствовать нескольким критериям:

конкретный (specific);

измеримый (measurable);

достижимый (attainable);

значимый (relevant);

соотносимый с конкретным сроком (time-bounded).

Пример про здоровье

Например, человек решил похудеть. Это не умная формулировка задачи. Умная задача в этом случае звучит так: я решил сбросить вес на три килограмма в течение ближайших трёх месяцев, потому что я штаны с трудом застёгиваю — это меня пугает. Здесь все критерии SMART присутствуют:

конкретность: сбросить вес на 3 кг;

измеримость: легко отслеживается с помощью весов;

достижимость: 1 кг в месяц нетрудно реализовать;

значимость: человек понимает зачем ему это (чтобы штаны застёгивались и ушли неприятные эмоции);

срок: 3 месяца.

Пример из бизнеса

SMART-задача: увеличить количество посетителей сайта вдвое в течение месяца.

конкретность: трафик должен вырасти в два раза;

измеримость: отслеживается с помощью Яндекс-метрики;

достижимость: подобная задача уже решалась;

значимость: увеличение числа посетителей увеличивает продажи на сайте и доходы от рекламы;

срок: 1 месяц.

Пример из образования

Тренер школьной баскетбольной команды Кен Картер (https://искусствожить.su/kino/148-coach-carter.html) требовал от игроков успеваемости не ниже 2,3 баллов.

конкретность: 2,3 балла успеваемость по всем предметам школьной программы;

измеримость: оценки ставят учителя;

достижимость: 2,3 — это очень низкий балл, поэтому вполне достижим;

значимость: такая успеваемость позволит получить аттестат, аттестат позволит поступить в колледж, 2,3 балла позволят получить стипендию в колледже;

срок: в течение обучения в школе и членства в баскетбольной команде.

Ограничения применения метода SMART-задач

SMART-критерии применяются именно для постановки задач, но не целей. Настоящие цели ставятся исходя из желаний, а не обстоятельств. Цель — это что-то очень большое, труднодостижимое. Если мы точно знаем, как реализовать цель, то это задача, операция, а не цель.

Пример цели: человек хочет увеличить свои ежемесячные доходы с 15 000 рублей до 1 500 000 рублей в месяц: в 100 раз! Очевидно, что эту цель невозможно сформулировать по всем правилам SMART-задачи. В первую очередь, это касается сроков: сколько лет понадобится на достижение этой цели? Может, 5 лет, может, 10: точно не известно.

Поскольку со сроками невозможно определиться, то и конкретность цели с годами может меняться, например, в связи с инфляцией или дефляцией.

Также с обоснованием достижимости стократного роста доходов могут возникнуть серьёзные трудности, ведь обстоятельства и опыт свидетельствуют, что это невозможно, недостижимо.

Поэтому будет большой ошибкой загонять большие, стратегические цели в прокрустово ложе SMART-критериев.

Также сложную, творческую деятельность не стоит полностью формулировать как SMART-задачу. Например, было бы странно ставить футболисту задачу на определённой минуте матча забить гол.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>